Советы о том, как открыть успешный аптечный бизнес, дает исполнительный ди-ректор сети аптек «36,6» Ольга БОГОМОЛОВА.
Определитесь с тем, что вы хотите получить в итоге
Каждый, кто собирается заниматься этим бизнесом, должен четко себе представ-лять, чего он хочет: аптечный пункт, классическую аптеку, аптеку в формате мини-маркета с дальнейшим развитием и расширением до аптечной сети, или аптечный киоск. Дело в том, что в лицензионных условиях продажа лекарств по рецепту раз-решена только аптекам и аптечным пунктам. В киосках же такие препараты просто не должны присутствовать согласно приказу Министерства здравоохранения РФ. Понятно, что если аптечный киоск будет поддерживать только тот ассортимент, ко-торый разрешен к реализации — он, конечно, будет малоэффективен. Скорее всего, он превратится просто в магазин фармацевтической продукции.
Кроме того, необходимо представлять себе, где будет располагаться ваша будущая аптека, на каких покупателей она будет рассчитана, какой способ торговли вы выбе-рете и какой уровень сервиса хотите предложить. Принимать решение нужно как можно быстрее, так как количество открывающихся аптек и аптечных пунктов стремительно растет, но думаю, года два-три для начала этого бизнеса впереди еще есть.
Нам, возможно, повезло больше, так как мы стартовали одними из первых, если не сказать первыми. В 1997 году, когда была начата приватизация аптек, несколько муниципальных аптек передали группе компаний холдинга «Время». Однако, очень быстро мы поняли, что раскручивать старые аптеки в их прежнем виде просто не выгодно и решили провести эксперимент, попробовав открытую форму торговли (в это время как раз начали появляться супермаркеты). Не стоит даже говорить о том, что мы столкнулись с массой трудностей, начиная от проблем со старым персоналом, который отказывался выходить из-за окошечка и работать с клиентами в зале, до того, что сами покупатели вначале не понимали, что им предлагают совершенно новый уровень услуг за те же деньги. Тем не менее, результаты превзошли самые смелые ожидания: товарооборот вырос в два-три раза. После чего было принято решение о создании сети аптек именно в формате фармамаркета.
Однако после кризиса 1998 года в дальнейшее развитие нашего бизнеса пришлось вносить кое-какие коррективы. Мы обратились в консалтинговое агентство для создания брэнда: они-то и предложили логотип, привлекающий внимание, но выполненный в спокойных салатово-синих тонах.
Лучшее расположение аптеки — вблизи скопления людей
Безусловно, одним из важнейших факторов нормальной работы розничной точки является ее месторасположение. Ведь от него зависит трафик, то есть проходимость клиентов через вашу аптеку. Следовательно, на первый план для удачного месторасположения выходят такие факторы, как близко расположенная станция метро, автобусная остановка, магистраль. Если рядом расположены торговые центры, магазины и прочие места скопления людей — это только увеличит посещаемость вашей аптеки.
Займитесь подготовкой персонала сами
При открытии наших первых аптек было решено набирать молодых специалистов и учить их самостоятельно. Мы – одна из первых компаний на российском рынке, соз-давших свой учебный центр. Многому можно научиться только в процессе работы, например, знанию ассортимента аптеки и умению свободно в нем ориентироваться.
Необходимо построить правильную кадровую политику, чтобы люди были заинте-ресованы в работе именно у вас. Постарайтесь обеспечить им карьерный рост. На-пример, в сети аптек «36,6» человек может прийти на должность консультанта в зале и дорасти до заместителя директора или до директора аптеки. У нас есть директора аптек — девушки 24-25 лет. Создайте хорошую атмосферу в коллективе, чтобы человеку было приятно приходить на свое рабочее место. Нельзя добиться хороших продаж, не имея в торговой точке сплоченного коллектива! Потому что все, начиная с уборщиц и кончая директором, должны работать на одну цель. Здесь очень многое зависит от руководителя, именно он задает тон. К примеру, у нас в компании регулярно проводятся корпоративные мероприятия, мы всегда поздравляем наших сотрудников с праздниками и так далее. Кроме того, у нас есть интернет-сайт для внутреннего пользования, где каждый служащий может узнать последние новости компании, задать интересующие его вопросы, высказать свои пожелания. Там же проводятся опросы, форумы, даже аптеки поздравляем с днями рождения.
Хорошие кадры – это один из важнейших факторов успеха. Но высококвалифициро-ванный специалист и стоить должен соответственно. На сегодняшний день в Москве зарплаты провизоров по отношению к 2001 году выросли в среднем на 80%.
Расширяйте ассортимент
Предложите клиентам богатый ассортимент товаров. Должны быть представлены как новейшие зарубежные разработки, так и старые добрые отечественные препа-раты – спрос на отечественные медикаменты и парафармацевтическую продукцию остается довольно высоким. Они дешевле своих зарубежных аналогов, кроме того, люди просто привыкли к ним. Например, «Но-шпу», которая уже устарела во всем мире, люди до сих пор помнят и спрашивают в аптеках. В первую очередь, вы долж-ны ориентироваться на спрос, чтобы любой человек, зашедший к вам в аптеку, ос-тался удовлетворен.
Кроме того, наряду с лекарственными препаратами, можно ввести в продажу пред-меты парафармацевтической продукции, такие как средства по уходу за кожей, тра-вяные чаи, соки, детское питание, подгузники, минеральная вода и так далее.
Компьютерные программы помогут оптимизировать работу аптеки
Без современных компьютерных программ эффективная работа не только аптеки, но и любой торговой точки практически невозможна. Имея хорошую компьютерную программу, можно отслеживать заказ и оборачиваемость товаров, высвобождение денежных средств на закупку новых товаров и многое другое. Поэтому обязательно оптимизируйте работу вашей аптеки с помощью компьютерных программ.
Создайте единую справочную службу
Создание единой справочно-информационной службы существенно облегчит поиск вашими клиентами того или иного препарата. В сети аптек «36,6» такая служба су-ществует уже пять лет. В день мы обрабатываем до 200 тысяч звонков. Если клиент обратился к нам за лекарством, а мы по тем или иным причинам не можем сейчас его предоставить, мы направляем его в другие аптеки, где данный препарат есть. Мы считаем, что если нам позвонил человек, мы обязаны помочь ему в любом случае. Клиент запомнит, что именно по этому номеру телефона ему оказали помощь, а это очень важно.
Кроме того, вы можете предоставить своим клиентам такую услугу, как индивиду-альный заказ, в случае отсутствия интересующего его препарата. Мы, например, за-писываем координаты такого клиента, ищем необходимое лекарство, и если оно за-регистрировано, заказываем его, после чего клиент может подъехать за ним в любую из наших аптек.
Создайте приятную атмосферу в аптеке
Мы хотели изменить годами сложившийся стереотип. Мы провели ряд маркетинго-вых исследований, чтобы понять, что же все-таки хочет наш потенциальный клиент. К своему удивлению, первое, что мы обнаружили, было то, что люди ходят в аптеку только тогда, когда уже больны и соответственно воспринимают ее наравне с больницей. Например, были такие отзывы: «С ребенком я туда не пойду, потому что туда ходят только больные люди». Так что изначально мы хотели внушить нашим клиентам, что в аптеку надо идти в первую очередь для профилактики болезни, что необходимо постоянно заботиться о себе и о своем здоровье. И нам это удалось – сегодня мы позиционируем себя как розничная сеть товаров для красоты и здоровья. Люди говорят уже, что пойдут не в аптеку, а в «36,6». В аптеке всегда должно быть чисто, начиная с хорошо вымытых стен и полов, все сотрудники, вплоть до уборщицы, должны быть опрятно одеты, персонал должен быть вежлив и компетентен. Не забудьте обеспечить удобный доступ ко всем товарам, предлагаемым в вашей аптеке. Например, в сети аптек «36,6» препараты безрецептурного отпуска и парафармацевтическая продукция расставлены по шкафам тематически: средства по уходу за телом, жаропонижающие средства, обезболивающие и так далее. Все эти мелочи должны быть учтены, ведь когда создана атмосфера чистоты, комфорта и доброжела-тельности, любому человеку захочется прийти именно к вам.
Сделайте свое имя узнаваемым
С помощью рекламы на телевидении, наружной рекламы создайте себе имя. Сделайте так, чтобы вас узнавали. Это поможет завоевать собственных клиентов, которые будут идти именно к вам.
После проведения маркетинговых исследований, наша рекламная политика строи-лась следующим образом: мы активно на телевидении, в метро, занимались адрес-ной рассылкой. В результате, мы добились главного — нас начали узнавать. Сегодня нам уже не приходится проводить столь же активную рекламную политику. Однако при том, что у нас уже существует 57 аптек: 47 брэндовых и 10 муниципальных ап-тек, которые мы планируем за два-три года перебрэндовать, полностью отказываться от рекламы мы не собираемся.
Сейчас мы проводим рекламные акции больше внутри компании — маркетинговые мероприятия производителей, сбытовые акции (две упаковки по цене одной), сни-жение цен на некоторые препараты. Во всех аптеках «36,6» распространяются ви-зитные карточки со всеми адресами и телефонами аптек сети.
Аптечные сети открывать выгоднее
Наверное, вы заметили, что буквально за прошлый и за этот годы активно развива-ются именно сети аптек. И этому есть объективные причины. Во-первых, одной тор-говой точке очень тяжело выжить в современном бизнесе, ее просто съедят более сильные и крупные конкуренты. Во-вторых, аптечным сетям проще и дешевле осу-ществлять рекламную политику и проводить маркетинговые исследования. В-третьих, легче проводить ценовую политику, в первую очередь за счет скидок (чем больше объемы, тем больше можно получить скидок у поставщиков), зарекомендо-вавшего себя брэнда. Компаниям-производителям также легче работать с несколь-кими сетями, чем с сотней мелких точек, они получают больше гарантий, большие объемы закупок, да и логистически построить процесс с десятью крупными партне-рами гораздо легче и выгоднее, чем со ста мелкими.
Кроме того, сетевые структуры в большей степени защищены от поддельных или некачественных препаратов, потому что работают, как правило, либо напрямую с производителями, либо с официальными дистрибьюторами, хорошо зарекомендо-вавшими себя на этом рынке, у которых качество закупаемых препаратов всегда га-рантировано. Что же касается сложности управления не одной аптекой, а сетью, то я считаю, что без четко составленных инструкций и контроля за их выполнением такой большой сетью управлять невозможно. С позиции нашего опыта можно посоветовать создать четкий список бизнес-процедур, как это сделано в сети аптек «36,6», где будет строго прописано, какие предоставлять отчеты, в какое время, кто и что должен делать, вплоть до того, сколько раз мыть оборудование и какими средствами. Естественно, список этих процедур периодически корректируется.
Приготовьтесь к борьбе с конкурентами
Уровень конкуренции на этом рынке, безусловно, высок. Чтобы оставаться на уже занятых позициях, а тем более отстаивать свое право на существование, надо посто-янно работать: изучать деятельность конкурентов, искать все новые и новые ходы — и стратегические, и рекламные, и, возможно, ценовые. Но ведь без развития и бизнеса не будет.
Изначально концепция развития аптек «36,6» была ориентирована на средний класс. Предполагалось предоставить высокий уровень сервиса (для чего было закуплено хорошее дорогое оборудование) за соответствующую цену. Однако после кризиса 1998 года понятие среднего класса несколько изменилось, и нам пришлось резко перестраивать свою стратегию. Мы не хотели отказываться от высокого уровня сервиса, поэтому должны были предложить конкурентоспособные цены (ниже среднего на рынке), чтобы привлечь к себе покупателей. Мы убедили акционеров в необходимости понизить цены, но сервис оставить на том же, высоком уровне. Однако постоянная ценовая борьба, на мой взгляд, является не совсем эффективной, потому что все время компания не сможет работать на низкой марже или на понижении цен. Это просто не выгодно. Главное — сочетание цены и сервиса: чистая аптека, вежливый и квалифицированный персонал, хороший ассортимент. А компании, которые предлагают минимальные цены, вряд ли будут в состоянии поддерживать достойный уровень сервиса.
Сегодня многие идут по уже пройденному нами пути, учитывая наши ошибки и не-достатки, и, возможно, им несколько проще, чем было нам, но главным по-прежнему остается одно — чтобы добиться успеха, обойти конкурентов и занять свое достойное место в этом бизнесе, вы должны найти свой конек, свою изюминку.