Дефицит в пенсионной системе возник из-за отсутствия пенсионных накоплений у людей старшего поколения России – до 1967 года рождения. Сложности последнего времени не дали создать базу для выплат и сформировать пенсионные накопления тех, кто выйдет на пенсию в ближайшие девять лет.
Сегодня на работающее население легла двойная нагрузка. Фонд заработной платы, создаваемый в экономике трудом работающих сейчас «содержит» две группы пенсионеров — нынешних и будущих. Для решения проблемы высокой нагрузки на зарплату, в Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» предложили программу, по которой следует разделить эти две разные задачи: формирование фонда для выплат текущих пенсий и формирование фонда выплат будущих пенсий.
По убеждению председателя «Деловой России» Бориса Титова, наиболее естественным является формирование для граждан до 1967 года рождения фонда пенсионных выплат, не связанного с заработной платой работающего поколения. Расчеты показывают, что для решения этой задачи потребуется порядка 7% ВВП ежегодно с 2012 по 2020 год, а затем эта потребность непрерывно сокращается до 0,1% ВВП в 2050 году.
Где найти средства для формирования фонда старших поколений? Труд старшего поколения связан с нынешней госсобственностью. Поэтому главным источником формирования фонда должны стать доходы от приватизации госимущества.
Потенциал этих поступлений только по федеральным активам, согласно оценкам Института Гайдара и ЦСР, не менее 50% ВВП.
Существует и ряд других источников формирования средств фонда:
1. Доходы от акцизов на табак — 744 млрд руб. с 2015 года. Это оценка Российской экономической школы, расчеты которой основываются на положениях «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 годы» и предусматривают поэтапное повышение налогообложения табачной продукции до уровня беднейших стран Восточной Европы с учетом возможного сокращения объемов потребления на 50%.
2. Акцизы на крепкий алкоголь и пиво — 313 млрд руб. с 2014 года. Это оценка Института Гайдара, чьи расчеты предусматривают ежегодный рост цен на алкоголь на 19% с достижением к 2015 году уровня налогообложения пива и водки в прибалтийских странах и Польше при сохранении уровня потребления пива и снижении потребления водки на 40%.
3. Налог на добычу полезных ископаемых (газ) — 890 млрд руб. с 2012 года. Эта оценка экономической экспертной группы основывается на идее выравнивания в 2012 году уровня налогообложения добычи газа с текущим уровнем налогообложения добычи нефти.
4. Налог на добычу полезных ископаемых (нефть) — 850 млрд руб. с 2012 года. Этот расчет выполнен Key Partner и предусматривает выравнивание налогообложения добычи нефти в России с уровнем Норвегии.
Итого без учета приватизации — 2,7 трлн руб. ежегодно. Это явно достаточный резерв.
Освобождение зарплаты работающих от выплат пенсий старшим поколениям позволит снизить ставку страховых взносов с 34 до 24%. Но даже этот уровень взносов будет выше, чем в других странах. Такие налоги снижают конкурентоспособность российской экономики, что проявляется, например, более чем в девятикратном отставании России от Казахстана по объемам привлеченных прямых иностранных инвестиций на душу населения.
Переход с 2014 года на финансирование системы из перечисленных выше источников, позволит снизить значение совокупной ставки страховых взносов до 18,9%. Это еще значительно выше ставки в Казахстане (11%), США (10%), Японии (14,7%), но более конкурентоспособно и приближается к порогу экономической приемлемости для российского бизнеса.
Принятие предлагаемых решений позволит принципиально и социально справедливо разделить решение различных по характеру проблем пенсионной системы и сделать Россию конкурентоспособной по налоговой нагрузке на бизнес.